Водные препятствия – непременный атрибут сплавов по рекам. Все эти препятствия имеют свои названия, но о том, что они означают, зачастую сложно догадаться. Если слова «шивера» и «обливняк» вам пока ничего не говорят, прочитайте эту статью: в ней даны определения основных типов водных препятствий.
Международная и российская классификации разделяют водные препятствия на 6 категорий: препятствия первой категории считаются самыми простыми, шестой категории – самыми трудными для прохождения и опасными для жизни.
Категория сложности присваивается на основе следующих таких факторов:
Слив – это поток, который образуется, когда вода стекает с одиночного камня (обливняка), выступа скалы или ряда камней. Если слив крутой и высокий, он считается сложным для прохождения. Самыми опасными считаются водопадные сливы, в которых вода падает с большой высоты.
Обычно слив является частью порога и, как правило, сочетается с такими препятствиями как валы и бочки.
Вал – это стоячая волна с пенной шапкой. Такие волны образуются при неровном дне или из-за торможения водного потока. Валы неподвижны относительно берегов. Прямой вал – это вал, гребень которого перпендикулярен направлению потока. При встрече с таким валом лодка останавливается, её разворачивает боком к валу, и затем лодка переворачивается.
Там, где большие потоки воды сливаются в стоячую воду, появляются бочки. Бочка – это пенная яма, на поверхности которой образуется встречный речному течению ток воды.
Лодка, попавшая в бочку, сталкивается со встречным потоком и может перевернуться. Большие бочки способны удерживать и вращать лодку вместе с гребцом.
Прижим – это участок реки на крутом повороте, где центробежная сила отбрасывает воду к берегу. Если не справиться с прижимом, то лодка будет «припечатана» к берегу.
Поганка или гриб – это восходящее течение, вода в котором поднимается со дна и затем распределяется по поверхности. Характерны для рек с большим расходом воды.
Воронки появляются на границе двух параллельных потоков, направленных в разные стороны. Вода, находящаяся между ними, образует водоворот.
Относительно мелководный участок реки, на котором беспорядочно расположено много подводных и выступающих из воды камней. Шивера сложна для прохождения потому, что наличие камней затрудняет выбор линии движения.
Порог – это совокупность различных препятствий. На таком участке скорость воды повышенная, а уровень падения воды – относительно большой. Если пороги следуют друг за другом, то они образуют каскад.
Если после осмотра порога экипаж сомневается в успешности его прохождения, то такой порог обходят по берегу.